Гонщик из Британии смог обойти правила из-за «Москвича», а пилоты на «Волге» не подумали о зимней резине…
Глава Минпромторга объявил, что на территории России планируется выпуск обновленных «Оки» и «Волги». В ушедшем же году уже было много сказано о возобновлении производства легендарного «Москвича».
Несмотря на все сомнения в отношении российского автопрома, стоит отметить, что у отечественной промышленности иногда неплохо получается делать интересные автомобили, причем некоторые из них даже использовались в профессиональных гонках. Так удался ли план по производству наших «Ферарри» и «Ауди»?
«Москвич»
Сравнивать нынешний «Москвич» с тем, что был в начале века, как минимум некорректно – машины очень разные. Однако это пока единственный автомобиль, который после объявления о перезапуске бренда уже свободно продается, хотя и за два миллиона рублей. Он даже добрался до каршеринга.
В начале своего пути машина была не последним кандидатом на участие в гонках «Формулы 1». В начале правления Хрущева СССР стал членом «Международной автомобильной федерации», намеревался покорить весь мир – в том числе и в рамках экзотического на тот момент вида соревнований.
Одной из самых успешных моделей была Г4, конструкторами которой стали Александр Андронов и Игорь Гладилин. Машина регулярно выигрывала местные соревнования, но до мировых стартов было еще далеко. Тормоза для новинки были взяты с 407-й модели, тогда как на импортных аналогах уже использовались дисковые. Автомобиль нуждался в доработке.
Концепция гоночной модели для «Формулы 1» была одобрена в Совнархозе. Для ее создания использованы наработки оборонных ведомств и мотоцикла «Восток». Последний в то время уже был известен за рубежом.
Гонщик из Великобритании выиграл соревнования на «Москвиче», обхитрив всех
Среди «Москвичей» были и модели, которые все же получили мировую славу. Это касается в том числе и в Великобритании, причем управлял машиной настоящий чемпион «Формулы 1».
В семидесятых годах прошлого века британец по имени Тони Ланфранки сделал ставку на машину из СССР, приобрел очень дешевый автомобиль «Москвич-412». Он в то время как раз экспортировался за границу. Учитывая то, что мощность этого автомобиля составляла около 75 лошадиных сил, он был одним из самых доступных в своем классе.
Ланфранки принял участие в британской туринг-серии. В то время классы были разделены не по мощности двигателя, а по цене. Таким образом, Ланфранки, будучи на «Москвиче» в классе D, одержал победу во всех гонках сезона за исключением одной, оставив позади себя автомобиль «Мини» и даже «Хонду». Однако наиболее удивительно то, что благодаря своему абсолютному превосходству над соперниками, британец также стал победителем чемпионата в каждой категории. Более того, как он сам признавался, прямо во время заездов он слушал радио, а по завершению соревнований продолжал ездить на том же автомобиле по своим делам.
Гонщик поделился мнением с компанией Satra Motors, импортером советских машин в Британию (действительно солидно звучит!):
«Это было покрыто тайной! Я буквально сказал им: «Вы понимаете, что это машина для побед?». Они же в ответ говорили: «Эта машина точно не для гонок». Я же говорил – уж поверьте. На что они отвечали: «Ладно, будет тебе машина».
Между тем, «Москвич-412» также побеждал в европейских ралли, использовался в соревнованиях Лондон-Сидней, а также других крупных турнирах. Кроме того, создатели гоночных «Москвичей» действительно постарались. Можно взять в качестве примера модель Г2. Но лучше самому увидеть фото всех машин или найти неподалеку автомобильный музей, если таковой имеется.
«Волга»
Эта марка уже снята с производства, но в свое время она также получила минуту славы. В 1960-ых годах команды из Советского Союза были отправлены на знаменитое «Ралли Монте-Карло» для того, чтобы повысить внимание к бренду «Волга» среди европейских автолюбителей. При этом никто не владел местным языком, а зимнюю резину им пришлось покупать в спешке уже на месте. Это обусловлено тем, что в СССР было не принято использовать шипованную резину. Но главное достоинство в другом: на крыше их автомобиля красовалась мощная фара, взятая с автобуса ЗИЛ-127. Она могла поворачиваться на 180 градусов.
Автомобиль ГАЗ-21 не смог завоевать никаких заметных призов и даже не уложился в отведенное время, однако показал достойный результат…
«Водители, которые управляли машинами в спортивных костюмах с оттянутыми коленями и поражали сотрудников европейских автозаправочных станций, настойчиво прося копии чеков (ничего не поделаешь, распоряжение начальства!), соревновались с иностранными профессионалами, дорогами, занесенными снегом, и собственными автомобилями, выкладываясь полностью», — писали в журнале «За рулем» прямо накануне гонки «Ралли Монте-Карло» в 2020 году.
Прошло шесть десятилетий, а на том же месте вновь засветились «Волги», которыми управлял известный российский гонщик Алексей Васильев. Он занял 36 место из 286 возможных, вошел в пятерку сильнейших в классе автомобилей, выпущенных ранее 1962 года.
Засветились машины этой марки и в кино: детективах, снятых в Молдавии (да, такие существуют!). Однако большую популярность получила модель ГАЗ-24. Она дала старт культовой в СССР серии гонок Dzintara Volga («Янтарная Волга»), которую шуточно называли отечественным «Наскаром».
Неуклюжие и широкие «Волги» понравились буквально всем. Соревнования на старой дороге в Бикерниеки, да и в России тоже, сегодня проходят вполне успешно Сегодня есть и КБ, которые предлагают собрать гоночный автомобиль, основываясь на сборках 50-летней давности. Объем двигателя – 2500 куб. см., мощность 140 л. с.
А что же «Лада»?
Спортивные машины бренд делает уже больше 50 лет, а сегодня за них отвечает специальный отдел компании, который называется Lada Sport. Первым гонщиком, который смог привезти в Советский Союз Кубок Европы, стал Стасис Брундза. Он был сотрудником «Ижмаша» и стал тем, кто, будучи водителем «Жигулей», вошел в шестерку лучших на одном из этапов чемпионата мира WRC в Греции. Это лучший результат в истории для наших. Иностранные гонщики на «Ладах» также брали призовые места.
Во времена СССР автомобили «Лада» вполне успешно соперничали с «Москвичами». Кроме того, ВАЗ занимался изготовлением двигателей для серии «Формулы-1600», в которой участвовал Виталий Петров.
Но высшей точкой развития АвтоВАЗа можно уверенно считать участие и взятие призовых мест в мировом первенстве WTCC. Интересно, что именно «Приора» была выбрана в качестве самой безопасной машины.
«Гранта» и «Веста» получали заслуженную бронзу в кубках конструкторов, а иностранцы, выступавшие на этих автомобилях, смогли победить в пяти гонках. Правда, три из них так и не были засчитаны, судьи усмотрели в этих заездах нарушения.
«Ока», «Иж» и прочие
Есть в этом мире и гоночная «Ока», которая вряд ли удивит многих после всего вышесказанного. Существует также и отдельная серия «Ока-Юниор» для юных любителей гонок от 12 лет, где эти небольшие на первый взгляд машины достойно показывают себя на дорогах для кросса.
В начале XXI века произошла необычная история: компания Lukoil Racing представила тюнингованную «Оку» с 1,6-литровым двигателем, способную развивать скорость до 250 км/ч. Это намного больше стандартных 130 км/ч. Проект, вероятно, был направлен на развлечение и продвижение бренда.
В интернете даже появлялись шутки, будто бы «Ока» тайно собирает автомобиль специально для «Формулы-1», а проект курирует Эдди Джордан. У машины явно есть фанаты.
Также достойным экспонатом советского автопрома является последняя модель пикапа, которую создал «Иж». Не только «Юпитер» можно занести в его послужной список.
Российский автопром нельзя причислить к мировым лидерам, но он в каком-то смысле уникален. Обновленные «Оки» и «Волги» вызывают интерес. Однако не все зависит от инженеров и рабочих на конвейерах, многое – от менеджмента.